Издательство «Гиперион». На главную страницу
 

НОВОСТИ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Добрый человек из Сычуаня
Рецензия Сергея Морозова на роман Фань Ипина «Гора Тяньдэншань»
В то время как европейские и американские авторы в муках извращенной фантазии нагромождают сюжетные ходы и повороты, восточная литература ориентируется на простоту и безыскусность традиции. В итоге сохраняет то, что западная проза утратила начисто — свежесть, естественность, оригинальность. В западной литературе (детективная не исключение) многое из того, что некогда было изобретено и считалось небывалым, со временем перекочевывает в область стереотипов. Традиция штампом быть не может.

Вечный вопрос: что будет, если Восток встретится с Западом?

Очередное опровержение слов Киплинга легко отыскать в романе Фань Ипина «Гора Тяньдэншань».

На первый взгляд книга имеет все признаки полицейской драмы с легкими вкраплениями нуара. В одном из отелей находят мертвого бизнесмена, в деле замешана красивая молодая женщина, к которой начинает питать нежные чувства офицер полиции Вэй Цзиньхун, берущийся за расследование преступления.

Сколько американских романов такого рода мы пролистали в свое время — не счесть. Но здесь все ожидания летят в тартарары: любовь долгу не помеха, а рутинное следствие превращается в увлекательное путешествие по китайским провинциям.

Необычна и подозреваемая — директриса начальной школы Лун Мин. Сколько ни напрягаю память, не могу вспомнить, чтоб в убийстве обвиняли педагогических работников столь высокого ранга. Тем более что перед нами классическая «комсомолка, спортсменка и просто красавица». В городе ее любят, можно сказать, до безумия:

«На улице образовался затор. Все больше и больше людей выходило на дорогу, они окружили полицейскую машину, которая двигалась медленнее коровы. Отношение людей изменилось, теперь эта машина была боевым конем, вернувшимся с триумфом, ее следовало оберегать, но на самом деле они приветствовали свою прекрасную и добрую директрису Лун Мин. Стоявшие ближе остальных люди дотрагивались руками до капота и окон автомобиля, выражая свою заботу и внимание. Все окна были залеплены их большими и маленькими ладонями, которые, словно влажные полотенца, вытерли пыль.

Вэй Цзюньхуну пришлось открыть окно, чтобы люди увидели Лун Мин. По их горячему порыву он уже понял, что воле народа нельзя идти наперекор. Некоторым удалось увидеть директрису; их глаза, как вспыхивающие лампочки, излучали наполненное радостью сияние. Вероятно, потому что они увидели, что лицо ее свежо, как персик, она так же прекрасна и улыбается, как раньше, и одежда такая же чистая и аккуратная. Это значит, что ее не мучили и не пытали в полицейском участке, не выбивали признание силой, она — невиновна».

Зрелище такого рода трудно представить в обычном детективе. А здесь, пожалуйста. В «Горе Тяньдэншань» картин незатейливого и откровенного выражения чувств — предостаточно. Радость, забота, подозрительность и обида, дружеские чувства, любовь и ненависть представлены во всей простоте и непосредственности.

Непривычно в книге и то, что расследование смерти крупного коммерсанта Линь Вэйвэня оборачивается рассмотрением обстоятельств предшествующей жизни Лун Мин. Пользуясь служебным положением (назовем вещи своими именами) Вэй Цзиньхун отправляется в поездку по всей стране, желая узнать все о той женщине, которую собирается назвать своей невестой. Но, как это обычно бывает, розыски помогают не только открыть правду о любимой, но осознать насколько больно китайское общество. Фань Ипин не впадает в разоблачительный пафос, но из его книги становится ясно, что Китай — страна трудового народа, давно уже не тот. Перед нами общество, в котором порок ценится выше честного труда, в котором к богатству и власти ведут отнюдь не дороги добра.

Романтику, свет человеческой доброты и тьму безразличия, несправедливости, необыкновенную поэтичность и социальный критицизм Фань Ипин соединяет воедино при помощи детективного сюжета. Но за всем этим стоит образ не устоявшего под порывами рыночных ветров флага. Добро осмеяно и превратилось в свою противоположность. Герои остались в прошлом. Они погибли и поселились на горе, которая служит символом патриотизма и высоких идеалов для не знающих жизни школьников и горьким укором для остальных. Новая история о «добром человеке из Сычуани» оказывается намного печальнее, той, что рассказал в свое время Брехт.

http://rara-rara.ru/menu-texts/na_styke_zhanrov


Вернутся к списку новостей

планировка земельного участка, выбор плодовых и ягодных культурборьба с вирусными заболеваниями картофеля
© Hyperion, 2003 — 2019
   195269, Санкт-Петербург, Киришская улица, дом 2А, офис 716, 7 этаж
   телефон +7 953-167-00-28, hypertrade@mail.ru.